КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ

В самое студёное зимнее время, 19 января, когда мороз сковывает реки и озёра, священнослужители в торжественных белых одеяниях с молитвой опускают в прозрачную студёную воду крест: и на реках, и на озерах, и в храмах, и у родников, — освящая этим всю бескрайнюю и могучую водную стихию, а значит, и весь мир, потому что вода проникает всюду и всюду несёт с собой жизнь. Это значит, что пришёл великий церковный праздник – святое Богоявление Господне. В этот день вся вода на земле освящена. Бог в очередной раз благословляет созданный Им мир, благословляет людей, которые истинно веруют в Него, и невидимо для нас Своей любовью и силой хранит и освящает весь мир.

День Святого Богоявления в Православной Церкви входит в число двенадцати больших праздников, которые так и называются «двунадесятые».

Уже в первые века христианства возле места Крещения Иисуса Христа был сооружен храм, на самом берегу Иордана поставлен крест. Сюда приходили больные – искать исцеления в водах Иордана, и благочестивые странники. Обычно безлюдная Иорданская долина особенно оживлялась дважды в год – ко дню Богоявления и на Светлой седмице (неделе) после Пасхи, когда многие сотни паломников из разных стран стекались сюда, по примеру первых христиан, омыться от скверн житейских спасительными водами Купели Христовой. Сейчас это пограничная зона, и к иорданским водам православные допускаются только раз в год, на праздник Крещения Господня. В это время здесь бывает торжественная служба, возглавляемая Иерусалимским патриархом. Когда патриарх опускает в воды Иордана крест, течение реки на несколько мгновений останавливается и поворачивается назад. Этим чудом Бог указывает нам на величие празднуемого в этот день события и на истинность Православной веры.

Для славян Иорданом был Днепр. Именно в этой великой реке в 988 году святой князь Владимир Великий впервые крестил наших предков.

Богослужения этого праздника очень торжественны и напоминают Богослужения Рождества Христова. День накануне Богоявления также носит название сочельника – это день строгого поста.

На Богоявление в старину было принято крестить множество новых чад в церкви – людей, уверовавших во Христа. После Таинства новокрещеные в белых одеждах со светильниками в руках входили в храм. Христиане же встречали их пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Кто во Христа крестился, тот во Христа облекся), что до сих пор принято петь на Литургиях праздников Крещения и Рождества Христова (Всё о таинстве Крещения можно прочитать здесь). На паремиях – избранных отрывках из Священного Писания, которые читаются на вечерне, совершаемой накануне Богоявления, раскрывается духовный смысл праздника, читаются пророчества о пришествии на землю Иисуса Христа и его великих деяниях, а также рассказы и пророчества, имеющие также отношение к воде, её очистительной и живительной силе.

После Литургии священнослужители выходят «на источники» (к роднику, колодцу, берегу реки) или к сосуду с водой, приготовленному в самом храме. Начинается великое освящение воды. Сначала несут зажжённую свечу – символ Божественного света, просвещающего наши души. Потом священник выносит из алтаря на главе святой крест и полагает его на аналое около воды. После торжественного пения церковного хора и чтения Священного Писания священник читает тайную молитву на освящение воды. В молитве об освящении воды священнослужитель просит Господа, чтобы Он «дал воде сей благословение Иорданово, да вси почерпающии и причащающиися имеют ю (её) ко очищению душ и телес, исцелению от страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну» (чтобы вода эта была благословлена Богом, подобно водам Иордана, в которые вошёл Христос, и чтобы все, черпающие и пьющие её, имели эту воду для очищения души и тела, избавления от грехов, для освящения домов и для всякой пользы) и «чтобы Бог освятил её и дал всем прикасающимся ей и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение». После этого священник трижды благословляет воду рукой, затем честным крестом. В это время звучит величественный тропарь – праздничная песнь святого Богоявления:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Обьяснение: Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы, ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истинность этого слова (то есть подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог и просветивший мир, слава Тебе!

Также читается отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 3. 13-17), в котором наиболее полно описывается Крещение Иисуса Христа:

«Во время оно, прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну, креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне? Отвещав же Иисус, рече к нему: остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився, Иисус взыде абие от воды. И се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия, сходяща яко голубя, и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих».

Когда Богослужение оканчивается, во время целования креста всех собравшихся в храме окропляют святой водой.

Крещенскую воду называют ещё по-гречески «агиасмой» — святыней. Крещенская святая вода – нетленная, то есть она не портится. Ею окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные крестики во время их освящения, освящают дома, пищу, автомобили и предметы. Выпитая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. При унынии, тревоге, или расстройстве духа она даёт успокоение и облегчение. Поэтому христиане всегда хранят крещенскую воду дома, в святом углу рядом с иконами и с молитвой пьют её утром натощак.

Для того, чтобы иметь запас святой воды на весь год, вовсе не нужно брать её много литров. Нужно иметь в доме один сосуд со святой крещенской водой и хранить её с благоговением. Если же долить ее обычной чистой водой, то крещенская вода освятит эту воду, и вся вода в сосуде становится святой.

(Материал подготовлен при помощи издания «Православные праздники в рассказах для детей» — Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2012 г.).

Также о празднике Крещения можно прочитать здесь.

Перейти к верхней панели