ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Тропарь, глас 7:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою,
якоже можаху,
да возсияет и нам, грешным,
Свет Твой присносущный
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
Преобразился Ты на горе, Христе Боже,
показав ученикам Твоим славу Твою,
насколько это было для них возможно.
Да воссияет и нам, грешным,
свет Твой вечный,
по молитвам Богородицы;
Податель света, слава Тебе!

Каждый год, в конце лета, 19 августа православные храмы наполняются ароматом яблок. Празднично одетые люди с букетами ярких летних цветов приносят в церковь яблоки и виноград, к самому Богу, чтобы Он благословил и освятил плоды наших трудов и плодородия созданной Им земли нам на здоровье и на радость. Вся территория храма украшена дарами природы. На устроенных площадках, затейливо придуманных хозяйствами, предприятиями и организациями Полоцкого региона, можно увидеть и домик в деревне, и даже купола Софийского собора. А сколько вкусных угощений!.. День этот называется днем Преображения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Торжественную Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцка возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ратькович, ему сослужили иерей Георгий Вайскович, иерей Алексий Кушнеревич, диакон Владислав Маляр.

После Божественной литургии совершалось освящение приношений – яблок, винограда, прочих плодов, овощей и пшеничных колосьев.

Праздник установлен в воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до Христова Воскресения. О Преображении Господнем написали три Евангелиста: Матфей, Лука и Марк. Незадолго до крестных страданий Господь стал говорить ученикам о предстоящих событиях: «Должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». (Мф. 16:21)

Господь также обещал, что ученики увидят Его Славу прежде, чем наступит время страданий: «После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели Славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, чтó говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели». (Лк. 9, 28:36)

Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как владыка живых и мертвых. Одежды Господа были белы, как снег. Преобразилось, стало иным и Его лицо. Апостолы увидели лишь отблеск, сияние иного — вечного мира. А когда они услышали голос Бога Отца: «Это сын Мой возлюбленный, в котором все Мое благоволение; Его слушайте», — их охватил страх, они упали лицом вниз. Иисус Христос успокоил их словами: «Встаньте и не бойтесь». Встав с земли, апостолы увидели одного Спасителя. Моисей и Илия были уже невидимы. Лицо и одежды Иисуса Христа имели уже обычный вид. Спускаясь с горы, Господь велел молчать об увиденном до тех пор, пока не совершатся события, о которых Он беседовал с пророками.

Преображение Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, есть явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на горе Фавор, недалеко от Назарета. На горе Фавор в честь Преображения Господня построен храм. Очевидно, поэтому считается, что именно на Фаворе преобразился Господь. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника.

В настоящее время там построено два монастыря — православный и католический.

На иконах праздника Иисус обычно предстаёт в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Издавна на Руси строились многочисленные храмы во имя Преображения Господня. Празднику Преображения был посвящен и первый русский монастырь. В нашем городе Полоцке также есть старинная Спасо-Преображенская церковь, построенная в середине XII века. Она признана «драгоценным памятником древнего зодчества». Храм сохранился полностью, он дополнен надстройками XVII–XIX веков в области кровли. Внутри сохранились фрески XII века. Сохранилась практически вся площадь росписи. Изначальный облик храма запечатлён на древней ктиторской фреске, недавно раскрытой в келье преподобной Евфросинии Полоцкой на хорах церкви.                                                          

Настоятель храма протоиерей Владимир Ратькович, рассказав об истории праздника Преображения Господа, поздравил всех и пожелал искренней веры и стремления, при помощи Божией, к преображению собственных душ. Ведь Господь каждодневно дает нам все необходимое для спасения души, важен лишь наш свободный выбор стать лучше, добрее, чище, чтобы узнать Господа, приблизиться и узреть Его в каждом мгновении нашей жизни и пребывать в Его удивительном свете. Господь Сам желает этого и даст нам Свой Свет, тот,  которым засиял Он когда-то на горе Фавор. Этот свет доныне сияет в Православной Церкви.


Материал подготовлен при помощи сайта: http://ruvera.ru/preobrajenie_gospodne,
и издания Православные праздники в рассказах для детей. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2012.

This slideshow requires JavaScript.

 

Перейти к верхней панели