Музыкально-поэтический вечер к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина

По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцка протоирея Владимира Ратьковича в библиотеке имени Янки Купалы ГУК «Полоцкая районная централизованная библиотечная система» состоялось очередное заседание литературно-музыкальной гостиной «Под сенью духовности». Музыкально-поэтический вечер «Духовный труженик» был подготовлен к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

В начале мероприятия с пастырским словом выступил клирик прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Димитрий Авсиевич. Батюшка рассказал о том, что творчество Пушкина многогранно. Читатели всех возрастов найдут в нем для себя много важного и полезного.

Авторские песни на стихи Пушкина исполнили гости библиотеки: композитор Елена Штукина и руководитель духовно-патриотического ансамбля «Спадчына» ГУК « Полоцкий районный Центр ремесел и национальных культур» композитор Галина Лифанова.

Член Союза писателей Беларуси Пётр Буганов познакомил присутствующих со своими стихотворениями, посвященными великому русскому поэту.

Певчая церковного хора Любовь Андрюкова выразительно прочитала отрывок из произведения «Евгений Онегин».

Учащиеся УО «Новополоцкий государственный музыкальный колледж» Александра Соколовская, Полина Судак и Агния Котова исполнили музыкальные иллюстрации композитора Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель», а также романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье».

В исполнении церковного хора храма Покрова Пресвятой Богородицы прозвучали песнопения в честь Святогороской иконы Божией Матери – святыни Святогорского Успенского монастыря в Пушкинских Горах. В память о том, что Пушкин родился в день Вознесения Господня, прозвучали тропарь и кондак этому празднику.

Если внимательно изучать биографию Александра Сергеевича Пушкина, можно заметить, что весь его жизненный путь наполнен определенными символами и являет собой «стезю восхождения». Пушкин родился в четверг, в день церковного праздника Вознесения Господня, и весь его жизненный и творческий путь являет собой непрестанное восхождение, стремление к творческому и духовному совершенству. Не случайно и последние предсмертные его слова – «пойдем, да выше, выше…» – призывали к восхождению. В день рождения А. Пушкина по всем церквам шли молебны, гудели колокола. Москва в этот день праздновала рождение внучки императора Павла. Случайное совпадение двух событий привело к тому, что в день рождения величайшего гения России было народное ликование и колокольный звон.

Известно, что А.С. Пушкин много путешествовал. Пользоваться услугами почты можно было только при наличии подорожной – документа, который удостоверял личность путешественника и цель поездки. Подорожная являлась документом на проезд и географической картой одновременно. Получить такой «для свободного проезда паспорт» можно было, например, в губернском городе Витебске «от начальника губернии». А в поветовом Полоцке «оные [подорожные] выдаются от городничих», – сообщается в «Правилах для проезжающих на почтовых», которые сохранились до наших дней с пушкинского времени. Во Всесоюзном музее А.С. Пушкина сохранилась та самая подорожная поэта, датированная 5 мая 1820 года, которую предъявлял он станционным смотрителям, когда отправлялся в южную ссылку, а через четыре года ехал обратно в Псковскую губернию. Дважды – в мае 1820-го и в августе 1824 года – пушкинские дороги приходили через белорусские земли. Маршрут поэта проходил и через Полоцк.

Задолго до смерти А.С. Пушкин выразил желание быть похороненным в Святогорском монастыре на родовом кладбище, где были погребены его дед, бабушка, отец и мать…

Перед смертью великий русский поэт попросил родных пригласить священника. Когда доктор Спасский спросил, кому он хочет исповедаться в грехах, А.С. Пушкин ответил: «Возьмите первого ближайшего священника». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник был поражен глубоким благоговением, с каким А. Пушкин исповедовался и причащался. «Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать – сказал священник княгине Мещерской – Вы можете мне не поверить, но я скажу, что самому себе желаю такого конца, какой он имел». Вяземскому отец Петр со слезами на глазах говорил о христианском настроении А. Пушкина. Данзасу А. Пушкин сказал: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть, прощаю ему и хочу умереть христианином. Утром 28 января А. Пушкин приказал позвать жену и детей. «Он на каждого оборачивал глаза, – сообщает Спасский, – клал ему на голову руку, крестил и потом движением руки отсылал от себя. На третий день, 29 января, силы его стали окончательно истощаться, догорал последний елей в сосуде. «Отходит», – тихо шепнул Даль Арендту. Но мысли А. Пушкина были светлы. Изредка только полудремотное забытье их затуманивало. Раз он подал руку Далю и проговорил: «Ну подымай же меня, пойдем, да выше, выше, ну, пойдем». «Кончена жизнь» – сказал умирающий несколько спустя и повторил еще раз внятно: «Жизнь кончена. Дыхание прекращается». Жуковский, бывший также свидетелем этой удивительной кончины, в известном письме к отцу А. Пушкина, изображает ее поистине трогательными и умилительными красками. Он обратил особое внимание на выражение лица почившего, отразившее на себе происшедшее в нем внутреннее духовное преображение в эти последние часы его пребывания на земле. «Это не был ни сон, ни покой, не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу, не было тоже выражение поэтическое. Нет, какая-то важная, удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, какое-то полное, глубоко удовлетворенное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?».

Коллектив библиотеки имени Янки Купалы г. Полоцка

Перейти к верхней панели