Полоцк в творчестве Ивана Бунина

В рамках реализации проекта «Под сенью духовности», при финансовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015г» в Полоцкой библиотеке имени Я. Купалы состоялась литературно — музыкальная композиция «Звоны… ангельских высот», приуроченная к 145-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. В основу композиции были положены страницы произведений писателя, посвященные городу Полоцку и стихотворения на библейские сюжеты.

Иван Бунин бывал в Беларуси. Устами одного из своих героев автор подчеркнул, что ему «очень нравятся слова: Смоленск, Витебск, Полоцк». В автобиографическом произведении «Жизнь Арсеньева» писатель отмечает: «С этим словом – Полоцк или, по-древнему, Полотьск – у меня давно соединилось предание о древнем киевском князе Всеславе, которое я где-то прочел еще в отрочестве: он был свергнут братом с престола, бежал «в темный край полочан» и доживал свой век «в скудной бедности», в схиме, в молитвах, в трудах и в «прельщениях памяти»: будто бы неизменно просыпался в предутренний час с «горькими и сладкими слезьми», с обманчивой мечтой, что он опять в Киеве, «на своем благоверном княжении» и что это не в Полоцке, а у Киевской Софии звонят к полунощнице. С тех пор Полоцк тех времен всегда представлялся мне совершенно чудесным в своей древности и грубости: какой-то темный, дикий зимний день, какой-то бревенчатый кремль с деревянными церквами и черными избами, снежные сугробы, истоптанные конными и пешими в овчинах и лаптях… Когда я наконец попал в действительный Полоцк, я, разумеется, не нашел в нем ни малейшего подобия выдуманному. И все-таки во мне и до сих пор два Полоцка – тот, выдуманный, и действительный. И этот действительный я тоже вижу теперь поэтически: в городе скучно, мокро, холодно, сумрачно, а на вокзале теплый большой зал с огромными полукруглыми окнами, уже горят люстры, хотя на дворе еще только смеркается, в зале множество народу, и штатского, и военного, поспешно наедающегося перед приходом поезда на Петербург, всюду говор, стук ножей по тарелкам, запах соусов, щей, которым дуют туда и сюда летающие лакеи…»

Известно, что образ полоцкого князя Всеслава Брячиславича неоднократно отражался в творчестве Ивана Бунина. Мудрый правитель, построивший Софийский собор в Полоцке, князь, воспетый летописцем в «Повести временных лет», запечатлён в стихотворении «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,
В яму брошен братскою рукой:
Князю был жестокий уготован
Жребий, по жестокости людской.
Русь, его призвав к великой чести,
В Киев из темницы извела.
Да не в час он сел на княжьем месте:
Лишь копьем дотронулся Стола.
Что ж теперь, дорогами глухими,
Воровскими в Полоцк убежав,
Что теперь, вдали от мира, в схиме,
Вспоминает темный князь Всеслав?
Только звон твой утренний, София,
Только голос Киева! — Долга
Ночь зимою в Полоцке… Другие
Избы в нем, и церкви, и снега…
Далеко до света, — чуть сереют
Мерзлые окошечки… Но вот
Слышит князь: опять зовут и млеют
Звоны как бы ангельских высот!
В Полоцке звонят, а он иное
Слышит в тонкой грезе… Что года
Горестей, изгнанья! Неземное
Сердцем он запомнил навсегда.

Песню на эти стихи написала и исполнила певчая храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцка, композитор Яна Гильмуллина, а участник Народного театра исторического костюма «Полацкi з`вяз» Игорь Папко сам выступил в образе древнерусского князя-воина и артистично прочёл стихотворение Бунина.

Известно, что в 1907 году писатель путешествовал по Святой земле. Бунин посетил Иерусалим, восклицая: “Есть ли в мире другая земля, где бы сочеталось столько дорогих для человеческого сердца воспоминаний!” Он пишет путевые очерки, вошедшие в сборник «Тень птицы». В это же время написаны и стихи, в которых Иудея предстаёт “раскрытой Книгой Бытия”. На мероприятии в библиотеке охарактеризовать библейские мотивы в творчестве Ивана Бунина помогли учащиеся 10 класса СШ №6 г.Полоцка. В их исполнении прозвучало стихотворение «В Гефсиманском саду»:

…И в этот час, гласит преданье,
Когда, сомнением томим,
Изнемогал Он от страданья.
Все преклонилось перед Ним.
Затихла ночь и благоговенье,
И слышал Он: «Моих ветвей
Колючий терн – венцом мученья
Возложат на Главе Твоей;
Но терн короною зеленой
Чело святое обовьет —
В мир под страдальческой короной.
Как Царь царей, Господь войдет!»
И кипарис, над ним шумящий,
Кому шептал во тьме ночной:
«Благослови Господь скорбящий, —
Велик и славен подвиг Твой!
Я вознесу над всей вселенной
Мой тяжкий крест, и на кресте
Весь мир узрит Тебя, Смиренный,
В неизреченной красоте!»
Но снова Он в тоске склонялся,
Но снова Он скорбел душой –
И ветер ласковой струей
Его Чела в тиши касался:
«О, подними свой грустный взор!
В час скорби, в темный час страданья
Прохлады свежее дыханье
Я принесу с долин и гор,
И нежной лаской аромата
Твои мученья облегчу,
И от востока до заката
Твои глаголы возвещу!»

Полоцкий композитор Яна Гильмуллина также обратилась к библейским мотивам в творчестве И. Бунина. Она представила вниманию присутствующих свою новую песню, написанную на стихотворение «Христос Воскрес!»:

Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог Воистину Воскрес!

Литературно-музыкальная композиция «Звоны… ангельских высот» по творчеству Ивана Бунина была подготовлена для старшеклассников и предложена в качестве занятия по внеклассному чтению с целью расширения знаний учащихся в области русской литературы.

Ольга Бакунович, библиотекарь библиотеки имени Янки Купалы г. Полоцка

Перейти к верхней панели