Праздником Происхождения (изнесения) Древа Честного и Животворящего Креста Господня встречают православные христиане начало Успенского поста.
Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий, о которых в своей проповеди говорил протоиерей Димитрий Авсиевич, возглавивший 14 августа Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцка Полоцкой епархии.
Первое праздничное воспоминание этого дня – «Изнесение Животворящего Креста Господня». Торжественно украшенный Крест Господень выносится для поклонения в центр храма.
Дело в том, что в столице Византии, Константинополе, в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского по улицам и дорогам в надежде преградить путь смертоносным эпидемиям. Накануне праздника Крест, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле, и в течение двух недель, до Успения Богородицы, проносили крест по всем улицам города, и многие болящие исцелялись.
К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).
Водосвятный молебен в храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Полоцка возглавил настоятель храма протоиерей Владимир Ратькович, ему сослужили: протоиерей Димитрий Авсиевич, иерей Георгий Вайскович.
Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году.
В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 годы до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан, в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение. Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали.
С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).
Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства.
Покаянные дни поста предлагаются нам, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом.
«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Материал подготовлен при помощи публикаций сайтов:
- Юрий Рубан. Августовские «Спасы». Первый Спас. https://azbyka.ru/days/p-avgustovskie-spasy
- Наталья Горошкова. Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий? О вреде и пользе существующих традиций – митрополит Антоний (Паканич), 2015. http://www.pravoslavie.ru/81417.html