Престольный праздник

Покров Пресвятой Богородицы
(14 октября/1 октября старого стиля)

«Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».
Величание в праздник
Покрова 
Пресвятой Богородицы

храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы
храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы

В основу большого светлого праздника Покрова Пресвятой Богородицы легло поистине дивное событие не из евангельской истории, и даже не из русской, а из византийской. Православный праздник – Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих.

В царствование византийского императора Льва Мудрого греки вели войну с сарацинами (мусульманами). В Константинополе, во Влахернской церкви (Влахерны — северо-западный район Константинополя), неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Святой Земле. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда». В один из воскресных дней совершалось всенощное бдение. Все жители усердно молили Бога об избавлении от врага. Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений.

Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».

Таких случаев в истории византийской столицы было множество. Один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, святой патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен. Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацин (по другой версии его осаждали войска русского князя Олега). Среди молившихся были Андрей юродивый и ученик его Епифаний. По преданию святой Андрей был славянин, в молодых годах попавший в плен, проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту и принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над Андреем, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил святого Андрея даром прозорливости. Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло 1 октября 910 г. в ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах. В этот день совершался особый чин богослужения.

святые Андрей Юродивый и Епифаний
святые Андрей Юродивый и Епифаний

В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей… Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей. И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.
Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в.

Заступница усердная, как именуем мы Матерь Божию, очень скоро подала помощь Константинополю на следующее утро враги сняли осаду, не предприняв и попытки захватить беззащитный город. Город был избавлен от страшного нашествия.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском (внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого), который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя святого Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

благоверный князь Андрей Боголюбский

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли. Введением праздника Покрова, Андрей, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству. И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первый из них знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.

храм Покрова на Нерли
храм Покрова на Нерли

Заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси всегда шли в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.

Русская Церковь изначально вверилась покрову Богоматери. Прославляя свою небесную Заступницу, в праздник Покрова Церковь поет: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша».

Так воззовем же мы, недостойные, от всего сердца к Пречистой Богоматери: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!».

Источники:

  1. Боровикова Л.М. Домашние уроки Закона Божия /Современная литературная редакция Л.М. Боровиковой. «Артос-Медиа»,М.,2006.
  2. http://www.nsad.ru/articles/pokrov-presvyatoj-bogorodicy-istoriya-prazdnika
  3. http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik10 © proeveryday.ru
  4. http://www.pokrovsar.ru/hram/prazdnik

Также Вы можете посмотреть фильмы:
о празднике Покрова Пресвятой Богородицы (история праздника)
о празднике Покрова Пресвятой Богородицы (Вы узнаете: когда и как появился праздник Покрова на Руси, почему храм Покрова Богородицы на Красной площади называется еще храмом Василия Блаженного, отчего большинство тюремных храмов посвящались празднику Покрова, какие приметы на Руси были связаны с этим праздником)
о новгородской иконе Покрова Пресвятой Богородицы конца 15 века

Перейти к верхней панели