ПОСЛЕДНИЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

«Пост не диета, его задача иная – дать крылья и распахнуть Небо» — как говорил иеромонах Димитрий Першин. А смиренное несение креста своей земной жизни – это ключ к познанию Истины, ключ к вратам небесным. Основной смысл поста – это очищение души человека от грехов, от страстей. Пост – это время, когда мы пытаемся укротить многие «хочу» разнеженного тела и разболтанной души, чтобы хоть немножко, хоть чуточку побыть теми, кем нас создал Бог. Цель поста – сделать наши чувства, всю душу тоньше, подготовить ее к тому, чтобы услышать зов Божий и открыть пред Ним двери своего сердца. Постясь, следует всегда твердо помнить, что неупотребление скоромной еды – это не самоцель, а исключительно средство. Вместе с молитвой и покаянием, очищая душу и тело, он призван умягчить зачерствелые сердца, вымести из них, как из дома, весь мусор житейской суеты, ведь на пороге этого дома стоит Христос и стучит в двери нашего сердца.

Большая часть Великого поста уже пройдена. Завершилась пятая седмица, на которой во всех храмах в среду вечером прочитывался весь великий канон Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читалось житие преп. Марии Египетской, представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия.

Мария Египетская из бездны порока взошла на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам. Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский собор 692 г., представил это житие преп. Марии вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и житие преп. Марии Египетской совершается Церовью со времени VI Вселенского собора. Также воспоминание и прославление св. Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста, для образа истинного покаяния и ободрения нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Суббота пятой седмицы Великого поста называется Субботой Акафиста. Вечером в пятницу и на Божественной литургии в субботу читается акафист Божией матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 г., поэтому служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы».

Сейчас наступила шестая седмица – седмица Вайи (пальмовых ветвей). В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Святой Четыредесятницы к Страстной седмице.

Суббота называется Лазаревой в воспоминание чуда воскрешения Лазаря четверодневного. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в должном быть вскоре после распятия Своем воскресении, победе над смертью и общем воскрешении умерших в последний день Страшного суда.

Следующий день – Вербное воскресение, двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Это один из великих праздников, в который мы приходим в храм с веточками вербы (заменой пальмовых вайи) — единственное растение, подающее ранней весной признаки жизни, воскрешения, обновления. Употребление ветвей и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамениями победы над смертью и Воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества Воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кого же мы так радостно встречаем в этот день? Царя? Да, несомненно. Но не земного царя, которого ждали соотечественники Христа, а Царя Небесного, Создателя и Правителя всего мира и всех людей. Победителя? Разумеется. Но победителя не угнетателей и эксплуататоров, а смерти и греха; подавшего нам пример победы над нашими немощами, страстями и слабостями. Освободителя от рабства? Конечно. От рабства своему телу, своему «хочу», своему «дайте», «вы мне обязаны», «я этого достоин» — освободителя от власти тьмы, самодовольства и безнадежности.

Дорогие братья и сестры, будем же встречать Господа в покаянии и очередях к Причастию, которые должны быть в эти святые дни намного длиннее очередей за вербочками. Тогда воскресшие, как Лазарь, как он, ставшие Богу друзьями, и как он, благодарные за подаренную нам вечную жизнь – встретим мы в этот воскресный день Того, кто, создав и освободив нас, идет за нас на смерть.

Ибо наступает Страстная неделя.

В тексте использованы материалы изданий:

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Великий пост. Избранные статьи, проповеди, лекции. М., 2000. – 108 с.

Державная В. Православная трапеза. От масленицы до Пасхи – СПб.: Глаголь Добро, Азбука-Аттикус, 2011.- 448 с.

Перейти к верхней панели